Ноябрь
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869
В этом портрете Крамской использует цветные пастельные карандаши, создающие эффект мягкости и нежности фактуры, усиливающие впечатление жизненной свежести. Обычно период 18б0-х годов в биографии Крамского проходил всецело «под знаком С.-Петербургской Артели», однако со второй половины 18б0-х годов Крамской много работает в Москве над росписью купола храма Христа Спасителя. Благодаря «московскому» периоду жизни художника сохранилась его переписка с женой, раскрывающая Крамского несколько с неожиданной стороны. Она проявляет внутренний мир художника, его теплые, сердечные чувства к любимой жене. Софья Николаевна была большим другом, настоящим помощником в делах Крамского. «... Ты одна мне можешь помочь вести это дело», — писал Крамской в начале их супружеских отношений. «Если ты уедешь оттуда, то не знаю, быть может, начнутся ссоры...», — писал Крамской, предвидя зарождающиеся конфликты среди артельщиков. Ей первой показывал он свои работы, ему было всякий раз важно знать ее мнение. Желая успешного завершения росписи храма, он всякий раз обращается к жене: «молись за меня», «перекрести», «благослови на труд». В некоторых письмах он описывает свои сны, толкуя их на свой лад, что никак не сообразуется с образом художника-общественника, который сложился в нашей литературе. «С Кошелевым ходили встречать весну», - пишет он как-то жене. В этих немногих фразах, порой обрывках фраз пробивается Крамской - лирик и романтик, автор картин «Русалки» и «Лунная ночь», многочисленных живописных и акварельных этюдов, в которых разрабатываются темы тончайших психических настроений.