Вакансии
8 (800) 200-20-97 

Октябрь

«Итальянский полдень»,

Брюллов

«Итальянское утро» восхитило петербургских ценителей живописи! Город наполнился слухами о великолепной картине Брюллова, все спешили увидеть ее, – даже Александр I побывал на выставке и выразил свое удовольствие. Картина была ему подарена. А в 1826 году новый император России Николай I заказал Брюллову картину «под пару» «Итальянскому утру». Так явился на свет «Итальянский полдень», ставший высшим достижением Брюллова в группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы.

Моделью для «Полдня» послужила невысокая плотная женщина, далеко не классических пропорций, уже пережившая свою юность, но покорившая художника своей жизненной силой. Как отозвался о ней Гоголь: «Это женщина страстная, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты».

Карл Павлович изобразил ее под виноградником, в солнечном полуденном освещении. Зрелая красота героини под стать тугим виноградным гроздьям, – зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов – зенит человеческой жизни. В абрисе головы, плеч, рук, в румянце щек, блеске увлажненных глаз прелесть и очарование. Солнечные лучи проникают через листву, скользят по женщине; создается впечатление живого момента, схваченного художником.

Естественной и грациозной получилась картина, но когда была выставлена в Петербурге, там случился переполох! Меценаты Брюллова (Академия и особенно Общество поощрения художников) ожидали античной богини, может быть, даже обнаженной, возлежащей в тени какой-нибудь экзотической рощи, а увидели просто счастливую здоровую женщину. Последовали обвинения автора в неправильном выборе натуры: «Целью художества должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».

Брюллов отвечал, что он решился искать разнообразия в тех формах натуры, которые чаще встречаются в повседневности: они куда притягательней, «нежели строгая красота статуй». В отместку за дерзость Общество поощрения лишило Брюллова стипендии. К счастью, его мастерство к тому времени настолько окрепло, что он спокойно пошел своей дорогой, зарабатывая на жизнь заказными портретами. Он писал портреты итальянской знати, своих соотечественников, накапливал художественный опыт, – живопись Брюллова становилась прозрачней, краски свежее.

Между тем картина «Итальянский полдень» была приобретена Николаем I, и вместе с «Итальянским утром» украсила в Зимнем дворце личные покои императрицы. Любой желающий мог их видеть. В «Дневнике» художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года есть запись, в которой он сообщает, что вместе с художником Венециановым посетил будуар императрицы и ознакомился с этими шедеврами живописи.

Наверх
Закрыть
Мы будем называть Вас по имени Нам нужна статистика запросов, чтобы сделать нашу работу лучше Мы ответим Вам в течение 8 рабочих часов
Позвоним Вам уточнить электронный адрес, если он окажется неверным

* Поля обязательны для заполнения

Мы будем называть Вас по имени
Мы ответим Вам в течение 8 рабочих часов Позвоним Вам уточнить электронный адрес, если он окажется неверным

* Поля обязательны для заполнения

Мы будем называть Вас по имени

* Поля обязательны для заполнения

Москва, ул. Скаковая, д. 17

Санкт-Петербург,ул. Караванная, д. 1

Другие способы связаться с нами:

Закрыть

Регистрация на мероприятие:

Начало в

Мы будем называть Вас по имени Нам нужна статистика запросов, чтобы сделать нашу работу лучше
На этот адрес мы вышлем ссылку для участия Позвоним Вам уточнить электронный адрес, если он окажется неверным

* Поля обязательны для заполнения

Другие способы связаться с нами:

Сервис обратного звонка RedConnect