Октябрь
«Итальянское утро» восхитило петербургских ценителей живописи! Город наполнился слухами о великолепной картине Брюллова, все спешили увидеть ее, – даже Александр I побывал на выставке и выразил свое удовольствие. Картина была ему подарена. А в 1826 году новый император России Николай I заказал Брюллову картину «под пару» «Итальянскому утру». Так явился на свет «Итальянский полдень», ставший высшим достижением Брюллова в группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы.
Моделью для «Полдня» послужила невысокая плотная женщина, далеко не классических пропорций, уже пережившая свою юность, но покорившая художника своей жизненной силой. Как отозвался о ней Гоголь: «Это женщина страстная, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты».
Карл Павлович изобразил ее под виноградником, в солнечном полуденном освещении. Зрелая красота героини под стать тугим виноградным гроздьям, – зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов – зенит человеческой жизни. В абрисе головы, плеч, рук, в румянце щек, блеске увлажненных глаз прелесть и очарование. Солнечные лучи проникают через листву, скользят по женщине; создается впечатление живого момента, схваченного художником.
Естественной и грациозной получилась картина, но когда была выставлена в Петербурге, там случился переполох! Меценаты Брюллова (Академия и особенно Общество поощрения художников) ожидали античной богини, может быть, даже обнаженной, возлежащей в тени какой-нибудь экзотической рощи, а увидели просто счастливую здоровую женщину. Последовали обвинения автора в неправильном выборе натуры: «Целью художества должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».
Брюллов отвечал, что он решился искать разнообразия в тех формах натуры, которые чаще встречаются в повседневности: они куда притягательней, «нежели строгая красота статуй». В отместку за дерзость Общество поощрения лишило Брюллова стипендии. К счастью, его мастерство к тому времени настолько окрепло, что он спокойно пошел своей дорогой, зарабатывая на жизнь заказными портретами. Он писал портреты итальянской знати, своих соотечественников, накапливал художественный опыт, – живопись Брюллова становилась прозрачней, краски свежее.
Между тем картина «Итальянский полдень» была приобретена Николаем I, и вместе с «Итальянским утром» украсила в Зимнем дворце личные покои императрицы. Любой желающий мог их видеть. В «Дневнике» художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года есть запись, в которой он сообщает, что вместе с художником Венециановым посетил будуар императрицы и ознакомился с этими шедеврами живописи.